✈✈✈Какие страны сейчас открыты для россиян✈✈✈
Наследие холодной войны – музей подводных лодок в Балаклаве
Севастополь уникальный город, на территории которого расположено огромное количество исторически значимых мест. В основном все они посвящены Крымской и Великой Отечественной войне. Но меня больше всего поразил объект послевоенных лет – музей подводных лодок в Балаклаве.
Где находится, история
Военно-исторический музей находится на юге Крымского полуострова в Балаклавской бухте. Всего в 17 километрах от центра Севастополя. Добраться сюда не составит труда, как на общественном, так и на собственном транспорте. Но об этом немного ниже.
После Хиросимы и Нагасаки Советские власти стали наращивать производство ядерного оружия, так как опасались бомбардировок СССР. Появилась необходимость защитить основные стратегические объекты. Оборудовать базу, обнаружить которую было бы проблематично для неприятия. Берии получили подобрать место для строительства подземной противоатомной базы.
Балаклава – идеально подходила для заданной цели. Ее природные особенности и расположение способствовали процессу. Естественно, скрыть строительные работы такого масштаба было достаточно сложно. Поэтому один из объектов назвали городская телефонная станция (объект 825 ГТС).
В 1953 году утвердили проект базы, расположить ее планировалось на территории 15 тысяч квадратных метров. На строительство комплекса, оборудованного внутри скалы, ушло долгих 8 лет. При этом люди работали в три смены, работы не прекращались ни на минуту. В 1961 году объект был сдан в эксплуатацию.
Все это время и на протяжении следующих нескольких десятков лет, Балаклава оставалась секретным объектом закрытого типа, на территорию которого не пускали даже жителей города-героя Севастополя. Во время посещения музея подводных лодок в Балаклаве, я поражался на каждом шагу. Сложно представить, что самый настоящий завод, можно было построить под землей.
Жители города только в 1993 году узнали, что на самом деле скрывалось за так называемой телефонной станцией. Можно только представить какие чувства они испытали, когда правда открылась. Тем более что колоссальные средства и усилия были, по сути, потрачены впустую. Но это уже совсем другая история. Хотя с другой стороны регион приобрел уникальную достопримечательность.
Объект 825 ГТС – описание
В том же 1993 году секретную базу закрыли и ликвидировали. Открылся он, только через 10 лет, уже как музейный комплекс. И сегодня мы имеем возможность посетить самое необычное место Крымского полуострова. В целом комплекс состоит из множества объектов, в том числе:
- Укрытий для субмарин и экипажей;
- Цех завода по ремонту судов с доком на суходоле;
- Отделение для подготовки и тестирования ядерных ракет;
- Хранилища с топливом на 9,5 тысячи тонн;
- Ремонтно-техническая база.
Экскурсии сегодня проводятся, далеко не по всем отделениям военной базы, но и того, что доступно для осмотра вполне достаточно, чтобы в полной мере оценить масштабы. Отдельно стоит упомянуть о маскировке объекта во времена его секретности.
При осмотре с воздуха, ничто не наводило на мысль, что здесь под землей располагается крупный военный комплекс. Можно было увидеть, только бетонированные площадки, на которых расположились «жилые» дома, естественно муляжи, зеленые насаждения.
Со стороны моря, базу надежно прятали батопорты и маскировочные сети. Надежной защитой входа служили огромные ворота весом более 150 тонн, способные выдержать давление до 60 кг на квадратный сантиметр. Они же служили надежной защитой от ударной волны и радиации.
Сегодня по территории объекта 825, в бывших цехах и арсеналах, расположены тематические залы. Экскурсионных маршрутов два. Первый предусматривает пешую прогулку по подземным лабиринтам, осмотр шестисот метрового судоходного канала. Осмотр коллекции ядерного оружия военно-морского флота СССР. А также знакомство с атомными подводными лодками советского союза и современными субмаринами.
Второй вариант предлагает экскурсию на катере по подземному каналу. Предоставляется возможность пройти по 600 метровому каналу, на территории которого спокойно могли располагаться до восьми «подводок». Попасть в стометровый сухой док, расположенный на глубине восемь метров ниже уровня моря.
Объект 820 РТБ – ядерный арсенал
В свое время это была площадка для погрузочных работ, зоны арсенала. Расположена она у подземного морканала вышеописанного объекта. Объект 820-й ввели в эксплуатацию в 1959 году. Арсенал выполнял функции хранилища и подготовки ракет, торпед, ядерных боевых головок к использованию. Здесь обслуживались и собирались головные части боевых запасов.
С площадки торпеды, ракеты загружали на субмарины, располагавшиеся в водном канале. Транспортировка боеголовок осуществлялась на тележках (ход – резиновый) и при помощи специальной кран-балки. Здесь же проходил учебно-тренировочный процесс.
Вход на территорию данного объекта защищался не менее серьезно, чем на 825. Оба входа имели камеру-шлюз с двумя дверями. Одни обладали противоударным свойством, вторые – герметичным. Непередаваемые эмоции вызывают ворота выполненные из стали (листовой) и проката, внутри которых залит бетон высшей марки. Они держаться на петлях рамы закладного типа, дополнительно оснащены алюминиевыми прокладками. Вес этой конструкции порядка 10 тонн, герметичная дверь весит всего 2 тонны.
На территории объекта 820-ть можно увидеть дизель-электрическую «подлодку» проекта 641 с длиной корпуса 91 метр и способностью погружения на глубину 280 м. Такие субмарины могут использоваться для проведения операций в океанических водах. Четыре «подводки» такого типа в 1962 году участвовали в Карибском кризисе.
Не меньший интерес представляет модель «Варшавянка», изготовленная в масштабе 1:50, Владимиром Гуровым. Кстати, именно ее использовали во время съемок киноленты о подводниках. Она способна выполнять сорок команд, поэтому используется как тренажер.
На объекте 820 РТБ, есть возможность рассмотреть и другие помещения. В том числе хранилище ядерных боеголовок для торпед и ракет. Техническую площадку, на которой размещались системы жизнеобеспечения. А также шлюзовую камеру и арсенальный двор. Сегодня он закрыт от посторонних глаз высоким забором, на который ранее дополнительно была наброшена маскировочная сетка.
Мне не просто, в одной статье описать полностью про музей подводных лодок в Балаклаве. Подробное описание займет немало страниц, и вряд ли вы их дочитаете до конца. Поэтому мой вам совет – будете в Севастополе, обязательно посетите музейный комплекс. Поверьте, масса эмоций и впечатлений – обеспечено. Тем более что добраться до него не так сложно, как может показаться на первый взгляд.
Адрес, цены 2024, официальный сайт
Цена билета для взрослого человека – 300 рублей. Для детей и студентов (при наличии подтверждающего документа) – 100 рублей. Дети до 5 лет на территорию не допускаются! Музей подводных лодок работает со среды по воскресенье. С ноября по апрель с 10 до 16, касса открывается и закрывается на 10 минут раньше. Перерыв на обед с 12:55 до 13:25. С мая по октябрь комплекс работает на час дольше.
Справочный телефон: 88692637590.
Телефон отдела организации экскурсий: 8 978 8891056.
Фактический адрес: Крым, Севастополь, Балаклава, Таврическая Набережная, 22.
Официальный интернет-портал: http://muzey-sevastopol.com/.
Как доехать до Балаклавского музея подводных лодок
Дорога до музея для туристов, пользующихся общественным транспортом, состоит из двух этапов. Проезд от авто или ж/д вокзала Севастополя, до остановки «Пятый километр Балаклавского шоссе» (конечная). Для этого подойдут автобусы и маршрутки под номером 17, 20 или 26, троллейбус № 17 и 20. Затем надо пересесть на 9, 94 или 99 маршрут, выйти на остановке «Оболонь». От нее свернуть вправо и пройти в западную часть Балаклавской бухты, минут 10 – 15 ходьбы.
Мне проще путешествовать на автомобиле. Если вам тоже – ориентируйтесь по координатам на карте. Точное место, координаты и карта ниже. Кстати, я в основном передвигаюсь на своем авто, но, иногда, моя «ласточка» остается дома. В таких случаях можно воспользоваться выгодной услугой «Аренда авто в Крыму».
Активный отдых в Балаклаве (с ценами) – тут.
Куда сходить, что посмотреть в Балаклаве
Крепость Чембало
Храм Двенадцати Апостолов
Набережная Назукина
Южный и северный форты
Бочка смерти
Объект 100
19-я орудийная батарея
Кадыковский карьер
Фото
Фото на улице
Точное место на карте, GPS координаты: 44°30’03.2″N 33°35’47.5″E (44.500896, 33.596535)
Посещение музея подводных лодок в Балаклаве доставило мне массу положительных эмоций. Это действительно уникальное место, где будет интересно любому туристу, даже не особо увлекающемуся военной историей. Всем интересного, увлекательного отдыха!
Надежные сайты для бронирования жилья:
- МирТурбаз — базы отдыха
- Санатории.ру — санатории, пансионаты и SPA-отели
- Яндекс.Путешествия — отели и гостевые дома
- Hotellook — отели, турбазы и гостевые дома
Мне не особо понравилось. Единственное, что действительно впечатлило – масштаб. Действительно работа проделана колоссальная. Попробуй такое в горе сделать.
Да, Егор, вы правы. Масштабы впечатляют. Можно только представить, как трудились люди над созданием такого комплекса.
На строительство этой современной достопримечательности ушли колоссальные суммы и усилия. А что толку? Вообще назвать это музеем в полном смысле слова нельзя. Подобие. Чего его так все хвалят, не совсем понятно.
Миша, а в каком смысле «Что толку?». Я так думаю, что в то время власти все сделали правильно. Можно было ожидать чего угодно. А потом бы сказали: «А почему не приняли меры?». Мне, например, очень понравилось.
Михаил, вы, наверное, совсем молодой человек, раз не поняли для чего предназначался этот комплекс. В то время он имел огромное стратегическое значение. И я согласен со Станиславом – это просто отлично, что планируемые бомбардировки не состоялись. Вряд ли бы тогда могли тут с вами дискуссию вести.
Олег Иванович, благодарю за поддержку
Мне музей подводных лодок в Балаклаве очень понравился. Интересная история. Масштабы бывшего производства однозначно поражают. Мы брали экскурсию на лодке. Вообще потрясающая вещь. Да и сама бухта не может оставить равнодушным наверно никого.
Елена, я рад, что вы не разочаровались.
Станислав, благодарю за информацию. Я не пожалела, что сходила на экскурсию в музей подводных лодок. Познавательно, интересно. Правда мрачно, неуютно, но ведь такие объекты и не могут быть сказочными.
Нина Петровна, я согласен с вами. Это не то место, которое стоит приукрашивать.
Экскурсия вообще не понравилась. Ничего интересного.
Да, местечко на любителя, но мне нравятся такие места.
Сухопутный вариант мне тоже не понравился, а вот на катере – очень. Правда прохладно, но это мелочи. Племянник вообще в восторге был, особенно от макетов подводных лодок.
Моему сыну тоже макеты понравились.
Я так и не понял – стоит сюда ехать или нет. Кто что пишет, как в фильме: «устроили тут ромашку».
Николай, если вы интересуетесь историей Крыма, Черноморского флота, стратегическими объектами и так далее – то вам понравится. Я так думаю.
Музей подводных лодок не очень понравился. А вот от Балаклавской бухты просто в восторге. Уникальное место, очень красивое, необычное. Даже если в музей не попадете мало что потеряете.
Александр, согласен, бухта действительно особенная. Впечатления – супер!
В целом неплохо. Но ничего особенного, если конечно и, правда, не учитывать какой объект удалось построить в таких экстремальных условиях. Это место и правда «на любителя».
Мария, в какой-то степени я с вами солидарен.
Частью морского военного комплекса «Балаклава» являются два объекта: 825 ГТС и 820. В свое время каждый из них выполнял свою функцию. Сегодня их осмотр дает возможность в полной мере оценить всю мощь одного из крупнейших в Советском союзе заводов по техобслуживанию, ремонту и тестированию «подводок». К сожалению, в 90 годы прошлого века практически все ценные предметы, оборудование и так далее были разграблены. Вначале военными, затем – местными жителями.
Не скажу, что испытал восторг, но понравилось.
Музей подводных лодок интересен всем, интересующимся историей.
Станислав, спасибо за положительный отзыв! Очень хороший обзор! Только хотела бы внести небольшую поправку – это не музей подводных лодок, хотя многие его так называют. В этом музее нет настоящих подводных лодок, только модели, макеты и плакатные выставки. Это музей фортификационных сооружений, бывший завод по ремонту подводных лодок.
Надежда, и вам спасибо.